Новый год – новые рекорды
Обзор железнодорожного рынка РФ в январе-феврале 2017 г.
Новый год – новые рекорды
В январе 2017 г. продолжились позитивные тенденции прошлого года: погрузка составила 100,1 млн т (+6,7% к январю 2016 г.), грузооборот – 203,2 млрд т-км (+11,2%), установив очередной рекорд для данного месяца.
Относительно января 2016 г. выросли перевозки угля (+9,9%), строительных грузов (+9,1%), черных металлов (+7,3%), нефти и нефтепродуктов (+1,9%), удобрений (+5%), лесных грузов (+10,2%), зерна (+18,8%), кокса (+15,7%), цемента (+1,6%) и лома (+75,9%). Перевозки железной (-1,4%) и цветной (-3,4%) руды упали.
Уголь: рекордная погрузка за всю историю России
Погрузка угля в январе 2017 г. установила рекорд за всю историю России и составила 31,4 млн т (+9,9% к январю прошлого года).
Такого результата удалось достичь за счет наращивания экспортных поставок более чем на 20% к уровню прошлого года. Почти все страны-импортеры увеличили объемы закупок российского угля, но наибольший прирост произошел в Японии (+20%), Китае (+25%), на Украине (+20%), в Великобритании (+10%) и Германии (в 3,5 раза). Кроме того, Министерство коммерции Китая в феврале сообщило, что страна приостановит весь импорт угля из Северной Кореи до конца текущего года. Для компенсации потерянных объемов могут дополнительно вырасти поставки российского угля в Китай.
Возможности для увеличения экспорта дает и развитие портовой инфраструктуры. Уже в 2017 г. АО «Восточный Порт» планирует ввести Третью очередь морского терминала, что позволит к 2019 г. отправлять на экспорт 39 млн т угля в год. Реализация в морском порту Ванино инвестиционного проекта по увеличению мощности Ванинского балкерного терминала с развитием железнодорожной инфраструктуры увеличит производительность с 19 млн т до 24 млн т в 2017 г.
Растущий спрос на российский уголь на рынках стран АТР в сочетании с развитием портовой инфраструктуры РФ способствует дальнейшему росту погрузки угля на сети РЖД.
Нефть и нефтепродукты: дизельное топливо высокого качества поддержало перевозки
Погрузка нефти в январе 2017 г. составила 31,4 млн т (+1,9% к январю прошлого года), при этом перевозки дизельного топлива на сети РЖД выросли на 9%.
Среди заводов, нарастивших отправку дизельного топлива, лидирует «Антипинский НПЗ», входящий в группу компаний «Новый поток». В 2016 г. на предприятии глубина переработки достигла 98%, а качество дизельного топлива соответствует стандарту Евро-5. В 2017 г. также планируется ввести в эксплуатацию комплексную установку производства высокооктановых бензинов для выпуска бензинов стандарта Евро-5.
Несмотря на позитивную динамику января, в среднесрочной перспективе существенных улучшений в сегменте железнодорожных перевозок нефти и нефтепродуктов не ожидается. Ситуация может улучшиться в долгосрочной перспективе по мере роста выпуска нефтепродуктов высокого качества.
Строительные грузы и цемент: позитивная динамика в начале года
Погрузка строительных грузов в январе 2017 г. составила 7,7 млн т (+9,1% к январю прошлого года), цемента – 1,1 млн т (+1,6%).
На строительном рынке наметились позитивные тенденции, несмотря на планируемое в марте 2017 г. завершение программы госсубсидирования ипотеки. Эксперты считают, что данный факт не окажет серьезного влияния на рынок, так как текущие рыночные ставки уже приблизились к 12%. По оценке замглавы Минстроя Никиты Стасишина, в этом году ставка по жилищному кредитованию может опуститься до самого низкого уровня в истории: ниже 10%.
Поддержит строительную отрасль и развитие сети дорожных дорог России. В конце января Правительство РФ распределило 8,3 млрд рублей на строительство дорог к значимым объектам сельских населенных пунктов, производства и переработки сельхозпродукции в 54 регионах. Наибольшие субсидии предоставлены Башкортостану (0,6 млрд руб.), Татарстану (0,6 млрд руб.) и Удмуртии (0,5 млрд руб.). Всего в этом году на модернизацию дорог Правительством может быть направлено до 30 млрд руб.
К 2020 г. планируется привести 85% федеральных трасс к нормативному состоянию. Доля дорог, которые соответствуют требованиям, за период с 2010-2016 гг. выросла с 39% до 71%.
Улучшение качества дорог будет происходить с увеличением стоимости проезда. С середины апреля тариф в системе «Платон» должен быть повышен в два раза. Теперь перевозчики будут платить за километр пробега по федеральным трассам 3,06 руб.
Совокупность вышеперечисленных факторов на фоне активной фазы подготовки к Чемпионату мира по футболу 2018 (расходы на подготовку к которому увеличили в конце января на 19 млрд руб.) в среднесрочной перспективе может привести к плавному восстановлению перевозок строительных материалов.
Черные металлы: переориентация экспорта в Турцию
Погрузка черных металлов в январе 2017 г. составила 5,9 млн т (+7,3% к январю прошлого года).
Ключевыми странами, нарастившими импорт российской металлопродукции, стали Турция (+25% к январю 2016 г.), Тайвань (+10%), США (рост в 1,5 раза), тогда как перевозки в Италию снизились на 15%.
В краткосрочной перспективе перевозки черных металлов могут вырасти, если тенденция к восстановлению экспортного грузопотока сохранится.
Железная и марганцевая руда: ожидаемое падение
Погрузка черных металлов в январе 2017 г. составила 8,8 млн т (-1,4% к январю прошлого года), при этом снижение произошло преимущественно за счет падения экспорта в Китай (-65%). Причина снижения — в росте отправок металлопроката на экспорт, в результате чего большая часть руды была переработана внутри страны.
При сохранении экспортного грузопотока черных металлов тенденция продолжится.
Лесные грузы: рост перевозок в Китай
Погрузка лесных грузов в январе 2017 г. составила 3,2 млн т (+10,2% к январю прошлого года), при этом рост произошел преимущественно за счет увеличения экспорта на 12%.
Основной объем поставок ушел в Китай: в январе 2017 г. экспорт вырос на 20% к прошлому году, что соответствует темпам роста 2016 г. При этом отправляется древесина преимущественно с низкой степенью обработки.
Ситуация может измениться уже весной текущего года в случае установления Правительством РФ пошлин и квот на пиломатериалы низкой степени обработки, а также введения биржевой торговли экспортным кругляком и древесиной.
Зерно и продукты перемола: рост перевозок приостановила непогода
Погрузка зерна в январе 2017 г. составила 1,6 млн т (+18,8% к январю прошлого года), при этом рост перевозок произошел преимущественно за счет увеличения экспорта (в Египет в два раза, в Турцию в четыре раза, кроме того начались поставки зерновых в Сирию).
Однако уже в феврале показатели экспорта значительно ухудшились из-за плохой погоды в Новороссийском порту, вследствие которой терминалы не работали от 30% до 80% времени.
Положительно на перевозках может сказаться скидка к тарифу на экспортные перевозки зерна при гарантированных объемах, о возможности предоставления которой заявили РЖД в конце февраля.
Химические и минеральные удобрения: украинские пошлины отложены
Погрузка удобрений в январе 2017 г. составила 4,9 млн т (+5% к январю прошлого года), при этом рост перевозок произошел преимущественно за счет увеличения экспорта на 7%, тогда как внутренние перевозки выросли только на 4%.
Импорт российских удобрений нарастили Китай (+15%), Украина (+45%) и США (почти вдвое).
В середине февраля Украина отложила введение антидемпинговых пошлин на удобрения из России. Межведомственная комиссия по мировой торговле оценила, что для обеспечения продовольственной безопасности Украины возникла «настоятельная необходимость принятия мер по диверсификации поставок удобрений на Украину (из Китая, стран Ближнего Востока, США и других)». Отсутствие пошлин позволит и дальше расти экспортному грузопотоку на Украину.
Ставки будут расти до апреля
Источник данных о реализации подвижного состава и ставкам аренды — журнал «Рынок подвижного состава».
В январе 2017 г. реализация вагонов заводами СНГ выросла к январю прошлого года на 45% до 3,5 тыс. ед. преимущественно за счет вагонов нового поколения (1,8 тыс. ед.). По сравнению с показателями декабря 2016 г. реализация снизилась на треть, поскольку большинство предприятий ушло на длинные январские выходные.
Списание в январе 2017 г. ожидаемо сократилось вдвое относительно уровня прошлого года и составило 2,8 тыс. вагонов. При этом впервые за два последних года производство подвижного состава превысило объемы списания.
Коммерчески пригодный к перевозкам подвижной состав остался на уровне 984 тыс. ед. На начало февраля неисправный парк составил 82 тыс. ед., простаивающий — 85 тыс. ед. (из них полувагонов — всего 10 тыс. ед.).
В феврале стоимость аренды полувагонов на типовых тележках 18-100 и ее аналогах выросла до 1 100 руб./сутки. Участники рынка прогнозируют дальнейший рост ставок до 1 200 руб./сутки уже в апреле этого года.
http://мояколея1520.рф/new/2219/
Он-лайн заявку
+7 (4852) 72-71-70 - многоканальный
+7 (4852) 42-71-70 - многоканальный
direct@locotrans.ru