Рынок крытых вагонов находится в ожидании парка нового поколения
Производство и эксплуатация парка крытых вагонов снижаются. Вагоны старого поколения не могут бороться за клиента в условиях активной контейнеризации перевозок. Эксплуатируемый на сети РЖД парк крытых вагонов постепенно снижается. Прежде всего это связано с выбытием старых вагонов и переключением спроса на фитинговые платформы.
В 2014 году было списано почти 7,6 тыс. вагонов, в 2015-м – 3,8 тыс. ед., с начала 2016-го – 2,8 тыс. ед. По состоянию на начало ноября 2016 года парк крытых вагонов сократился до 60 тыс. ед.
При этом на текущий момент около 1,4 тыс. крытых вагонов находится уже за пределами установленного срока службы. А в течение ближайших 10 лет будет списываться в среднем около 2,5–3,5 тыс. крытых вагонов ежегодно.
Тем не менее, активное выбытие старого подвижного состава пока не поддерживается ростом производства крытых вагонов. Наоборот, уже несколько лет наблюдается устойчивый спад: в 2014 году было реализовано 3,9 тыс. вагонов, в 2015 году – 2,0 тыс., с начала 2016-го – 1,8 тыс. ед.
Спрос на крытые вагоны понизился ввиду глобального тренда контейнеризации перевозок, который последние годы набирает обороты и в России. В то же время стоит отметить, что контейнеризация не сможет охватить всю номенклатуру перевозимых грузов крытыми вагонами, поэтому полного замещения контейнерными перевозками не прогнозируется.
Выпускаемые на рынке модели крытых вагонов обладают грузоподъемностью от 65,5 до 68,0 т и объемом кузова 138–161 м3. При этом все большим спросом пользуются модели с увеличенным объемом кузова (150–161 м3). Их доля в структуре производства выросла с 27% в 2013 году до 87% в 2016 году. Сейчас на рынке уже прошла сертификацию новая модель крытых вагонов на тележке с повышенной осевой нагрузкой, которая позволила увеличить объем кузова до 175 м3 и грузоподъемность до 73 т. В массовое производство данная модель пока не поступила.
Крытый вагон нового поколения модели 11-6874. Производитель – «ТихвинСпецМаш» (входит в НПК ОВК)
По нашей оценке, основные изменения на рынке крытых вагонов произойдут с началом замещения в структуре производства моделей на тележке 18-100 подвижным составом на инновационных тележках с повышенной осевой нагрузкой. По прогнозам экспертов, к 2025 году доля вагонов нового поколения в структуре парка крытых вагонов составит более 20%.
Несмотря на спад производства крытых вагонов, ставки аренды на них растут последние несколько месяцев. В ноябре 2016 года ставки выросли на 20–25% (к прошлому году): до 900 руб./сутки на вагоны с объемом кузова 138 м3 и почти до 1 100 руб./сутки на вагоны с объемом кузова 158–161 м3. Годом ранее (в ноябре 2015 года) ставки аренды колебались на уровне 750 и 850 руб./сутки соответственно. Рост ставок обусловлен балансировкой парка полувагонов РФ. При избытке полувагонов на сети РЖД, а также низкой ставке аренды на них, значительная часть легковесной продукции перевозилась в полувагонах, несмотря на их недогруженность по грузоподъемности. Однако сокращение профицита полувагонов позволило снизить ценовое давление на рынок крытых вагонов, что привело к стабилизации ставок аренды на последние.
Следует отметить, что ввиду особенностей тарификации перевозок в универсальных вагонах доходность оперирования инновационными крытыми вагонами может превысить доходность типовых вагонов на 400–500 руб./сутки только за счет увеличенной грузоподъемности.
Рынок крытых вагонов находится в ожидании парка нового поколения. Прежде всего это связано с возможностью выйти на повышенный уровень эффективности перевозок. Удовлетворить спрос на улучшенные технические характеристики подвижного состава (увеличенные объем кузова и грузоподъемность) смогут только вагоны нового поколения. Появление на рынке инновационных крытых вагонов позволит не только заменить устаревший парк, но и дополнительно будет способствовать возвращению части грузов на железную дорогу, так как такой подвижной состав позволит снизить расходы на доставку грузов. Таким образом, железная дорога сможет отыграть часть рынка обратно.
http://мояколея1520.рф/new/1979/
Он-лайн заявку
+7 (4852) 72-71-70 - многоканальный
+7 (4852) 42-71-70 - многоканальный
direct@locotrans.ru